top of page

Сильный искусственный интеллект (ИИ). Быть или не быть?

Обновлено: 3 июн.

Искусственный интеллект продолжает свое развитие. И все чаще от разных компаний мы слышим про сильный ИИ. Но что это и стоит ли ждать его создания в ближайшее время?

Содержание

Сильный или общий ИИ (AGI) – это ИИ, который может ориентироваться в меняющихся условиях, моделировать и прогнозировать развитие ситуации. Если ситуация выходит за стандартные алгоритмы, то он должен самостоятельно найти ее решение. Например, решить задачу «поступить в университет». Или изучить правила игры в шашки, и вместо шахмат начать играть в шашки.

Какими качествами должен обладать такой ИИ?

Мышление - использование таких методов как дедукция, индукция, ассоциация и т.д., которые направлены на выделение фактов из информации, их представление (сохранение). Это позволит точнее решать задачи в условиях неопределённости.

Память - использование различных типов памяти (кратковременная, долговременная). Может быть использована для решения задач опираясь на предыдущий опыт. Даже если Вы попробуете пообщаться с ChatGPT 4, то увидите, что алгоритм обладает небольшой краткосрочной памятью, и через 10-15 сообщений забывает, с чего все начиналось. Вообще, по моему мнению, вопрос памяти и «массивности» ИИ-моделей станет ключевым ограничением в развитии ИИ. Об этом чуть ниже.

Планирование - тактическое и стратегическое. Да, уже есть исследования, которые утверждают, что ИИ может планировать свои действия и даже обманывать человека для достижения своих целей. Но сейчас это все равно только в стадии зарождения. И чем глубже будет планирование, особенно в условиях неопределенности, тем больше нужно мощностей. Ведь одно дело планировать игру в шахматы на 3-6 шагов в глубину, где все правила четкие, а другое в ситуации неопределенности.

Обучение - имитация действий другого объекта и обучение через проведение экспериментов. Сейчас ИИ учится на больших массивах данных, но он сам не моделирует и не проводит экспериментов. Хотя, мы не до конца понимаем, как работает тот же Chat GPT. И это одна из главных проблем. Но обучение требует формирования долгосрочной памяти и сложных взаимосвязей. А это, как мы поняли, проблема для ИИ.

Сейчас такого сильного ИИ сейчас нет ни у кого. Мы лишь на стадии перехода от слабого к промежуточному. Да, ChatGPT от OpenAI, LaMDA от Google и другие большие языковые модели (LLM) умеют генерировать текст / иллюстрацию / видео через анализ запроса и обработку больших данных. Но они лишь транслируют то, чему обучили их создатели. Они ищут наиболее вероятные варианты сочетания слов и предложений, слов и изображений, пытаются имитировать человеческую деятельность.

Но не стоит питать иллюзий, это лишь математика и статистика. А в их ответах много «брака» и «галлюцинаций». К реальному взаимодействию с миром они еще не готовы.

Давайте приведем простой пример.

В рамках нашей деятельности, особенно в области управления проектами, мы решили написать пост о том, почему Agile не универсальный подход к управлению проектами. Почему при правильном применении любая компания и команда должны уходить ближе к гибридным или каскадным подходам.

Мы решили попробовать в деле ChatGPT, GigaChat, YaGPT и AI Search.

Для этого мы сформулировали простой запрос: «Напиши пост о том, почему Agile бесконечно применять неправильно. Сделай акцент на том, что проведение ретроспектив должно уводить от ситуации неопределенности к ситуации сложных упорядоченных или простых упорядоченных систем».

Ответ ChatGPT4: «Agile — это подход к разработке программного обеспечения, который основан на итеративном и инкрементном создании продукта, сотрудничестве между самоорганизующимися командами и постоянном улучшении процесса. Одним из ключевых принципов Agile является проведение регулярных ретроспектив, то есть сессий, на которых команда анализирует свою работу, выявляет проблемы и находит способы их решения.

Ретроспективы — это мощный инструмент для повышения эффективности и качества работы, но только если они проводятся правильно. К сожалению, многие команды допускают ошибку, применяя Agile бесконечно, без учета контекста и изменений в окружающей среде. Это приводит к тому, что ретроспективы становятся бесполезными, скучными и демотивирующими.

Чтобы избежать этого, нужно понимать, что Agile не является универсальным решением для любой ситуации. В зависимости от степени неопределенности и сложности проекта, команда может находиться в одной из четырех зон: хаоса, сложности, порядка или простоты. Эти зоны можно представить в виде матрицы, где по горизонтали отложена степень неопределенности, а по вертикали - степень сложности.

!Матрица зон (редакция чат-бота)

Каждая зона требует своего подхода к ретроспективам и улучшениям. В зоне хаоса команда сталкивается с непредсказуемыми и экстремальными ситуациями, которые требуют быстрого реагирования и адаптации. В этом случае ретроспективы должны быть короткими, частыми и фокусированными на выживании и стабилизации. В зоне сложности команда работает с неясными и динамичными требованиями, которые требуют творчества и экспериментирования. В этом случае ретроспективы должны быть длинными, редкими и фокусированными на обучении и инновациях. В зоне порядка команда работает с ясными и стабильными требованиями, которые требуют дисциплины и оптимизации. В этом случае ретроспективы должны быть средними, регулярными и фокусированными на эффективности и качестве. В зоне простоты команда работает с очевидными и простыми требованиями, которые требуют минимального усилия и внимания. В этом случае ретроспективы могут быть опущены или проводиться по необходимости.

Однако, важно понимать, что зоны не являются статичными и могут меняться со временем. Поэтому, команда должна постоянно оценивать свой контекст и адаптировать свой подход к ретроспективам. Цель ретроспектив не в том, чтобы применять Agile бесконечно, а в том, чтобы уводить команду от ситуации неопределенности к ситуации сложных упорядоченных или простых упорядоченных систем. Только тогда ретроспективы будут приносить пользу и удовольствие команде и проекту.»

Ответ GigaChat: «Agile — это методология разработки программного обеспечения, которая стала очень популярной в последние годы. Она предлагает гибкий подход к управлению проектами, который позволяет быстро реагировать на изменения и адаптироваться к новым требованиям. Однако, бесконечное применение Agile может привести к проблемам.

Одной из главных причин, почему Agile бесконечно применять неправильно, является то, что он может привести к ситуации неопределенности. В Agile-проектах мы часто сталкиваемся с изменениями требований и приоритетов, что может вызывать неопределенность в отношении того, что нужно делать дальше.

Проведение ретроспектив является одним из способов борьбы с этой неопределенностью. Ретроспективы помогают команде понять, что было сделано правильно и что нужно улучшить в будущем. Они также помогают команде перейти от ситуации неопределенности к ситуации сложных упорядоченных или простых упорядоченных систем.

Однако, если мы бесконечно применяем Agile без проведения ретроспектив, то мы можем остаться в ситуации неопределенности. Это может привести к тому, что команда будет тратить много времени на исправление ошибок и адаптацию к новым требованиям, а не на создание нового функционала.

Кроме того, бесконечное применение Agile может привести к тому, что команда будет постоянно работать над мелкими задачами и не будет иметь времени на создание больших функциональных блоков. Это может привести к тому, что проект будет развиваться медленно и не будет соответствовать ожиданиям заказчика.

В целом, Agile — это отличный подход к управлению проектами, но его бесконечное применение может привести к проблемам. Проведение ретроспектив помогает команде перейти от ситуации неопределенности к ситуации сложных упорядоченных или простых упорядоченных систем и улучшить качество работы команды.»

Ответ YaGPT2: «Бесконечное применение Agile может привести к неправильным решениям и проблемам с качеством продукта. Важно понимать, что Agile не является универсальным решением для всех проектов и команд, и его постоянное использование может привести к потере эффективности и продуктивности.

Одним из ключевых принципов Agile является проведение ретроспективных сессий, которые помогают команде проанализировать свои прошлые успехи и неудачи. Однако, если эти ретроспективы проводятся постоянно, это может увести команду от решения реальных проблем и задач.

Вместо того чтобы помогать команде развиваться и становиться более эффективными, постоянные ретроспективы могут привести к ситуации, когда команда постоянно обсуждает одни и те же проблемы и не может продвинуться вперед. Это может создать ситуацию неопределенности, когда команда не знает, что делать дальше, или же наоборот, может привести к созданию сложных и неупорядоченных систем, которые только усложняют процесс работы.

Чтобы избежать этого, важно определить, когда и как часто проводить ретроспективные сессии. Они должны быть сфокусированы на анализе конкретных проблем и возможностей для улучшения, а не на обсуждении одних и тех же вопросов снова и снова.

Также важно понимать, что каждая команда и проект уникальны, и то, что работает для одной команды, может не работать для другой.

Ответ AI Search: «Привет, друзья! Сегодня я хотел бы поделиться своими мыслями о том, почему Agile, несмотря на его популярность и эффективность, часто применяется неправильно. Особое внимание я обращу на то, почему проведение ретроспектив является важным инструментом для перехода от ситуации неопределенности к упорядоченным или сложным системам.

Agile — это философия и подход к разработке программного обеспечения, который изменяет традиционный подход к управлению проектами, делая его более гибким и адаптивным к изменениям. Однако, несмотря на явные преимущества, Agile может быть применен неправильно, и в результате, его потенциал не раскрывается полностью.

Одной из главных проблем неправильного применения Agile является недостаток регулярного проведения ретроспектив. Ретроспектива, как экспертная оценка прошедшей работы, помогает командам принять во внимание произошедшие изменения, недостатки и улучшения при планировании будущих итераций. Это позволяет отточить процесс работы и увеличить эффективность. Однако, некоторые команды часто игнорируют проведение ретроспектив или проводят их несистематически.

Не проводя регулярные ретроспективы, команды упускают возможность видеть свои проблемы, подтверждать или изменять свое видение и настраивать этапы разработки. В результате, команды могут застрять в ситуации неопределенности и не иметь возможности двигаться вперед.

Одним из главных принципов Agile является обеспечение быстрого отклика на изменения и непрерывное улучшение процесса работы. Если ретроспективы не проводятся регулярно, команды недостаточно осознают свои ошибки и упущения, что затрудняет прогресс в достижении упорядоченности и эффективности.

Кроме того, проведение регулярных ретроспектив помогает двигаться командам от ситуации неопределенности к сложным или простым упорядоченным системам. Начиная с простых упорядоченных систем, где правила и процессы легко определены и контролируются, команды могут постепенно переходить к более сложным системам, где правила более неоднозначны и требуют большей адаптации.

Итак, ретроспективы являются важной частью Agile-процесса и помогают командам двигаться от неопределенности к упорядоченности и сложным системам. Они позволяют командам осознать свои ошибки и изъяны, а также увидеть области для улучшения. Не пренебрегайте регулярными ретроспективами, чтобы ваша команда могла максимально раскрыть потенциал Agile и достичь высокой эффективности работы.

Желаю вам успешной работы в применении Agile и постоянного совершенствования своих процессов! Будьте гибкими, настойчивыми и внимательными.»

Наш пост: «Почему Agile не вечен и не панацея?»

В последние годы все как один декларируют, что они Agile.

Давайте будем честны, в большинстве под этим скрывают банальный хаос. Agile не про отсутствие планирования. Кроме того, он очень чувствителен к выполнению определенных правил и стабильности команды, ее мотивации. То есть Вы не Agile в таком случае.

Но и само использование того же Scrum, Kanban или других подходов должно приводит к отпадению в необходимости реализации проектов по Agile.

Но почему?

Давайте вспомним, зачем появился Agile? Для работы и реализации проектов в ситуации высокой неопределенности.

Даже есть инструмент - модель Кеневин. Он помогает понять, в какой ситуации / системе вы находитесь, и какой подход нужно выбирать, на чем фокусироваться.

При этом в упорядоченных системах (простых или сложных) Agile наоборот противопоказан. Он увеличивает затраты на достижение результата. Что называется каждый раз придумывать велосипед заново. То есть Agile про результативность, когда надо сделать то, не знаю что. Но он не про эффективность.

А теперь давайте обратим внимание на ретроспективу. Все подходы внутри Agile предполагают регулярные ретроспективы, анализ своей работы, взаимодействия с клиентом / заказчиком / партнером. То есть сама логика этих инструментов в том, чтобы уйти от неопределенной ситуации и научиться прогнозировать их, становиться эффективнее.

Если вы постоянно (раз в полгода - год) меняете работу, или постоянно запускаете новые продукты, а не тиражируете определенные решения (что для бизнеса странно), то да, вам нужно быть Agile.

Но если У Вас есть сегмент, и вы наработали с опытом и экспертизой "типовые" подходы / продукты, которые нужно корректировать и адаптировать в небольшой части, то рано или вы должны уйти от Agile. Вы должны прийти к упорядоченной системе, где нужны каскадные или гибридных подходы. Эти ретроспективы вас и должны привести к пониманию того, а чего хотят заказчики в 90% случаев и как работает организация / коллеги.

В итоге, если вы Agile на постоянной основе и везде, а не на период перестройки / запуска / адаптации, то это может говорить о:

  • несоблюдении инструментов Agile;

  • вы не нашли свой продукт и свою нишу или себя, не наработали нужную экспертизу;

  • у вас каждый раз уникальный продукт / проект (что должно отражаться на высокой цене ваших услуг);

  • организация "больна" изнутри, и вы таким образом маскируете высокую текучку, отсутствие работы над процессами и т.д.

А что вы думаете по этому поводу?»

Качество ответов нейросетей больше похоже на очень слабого студента, который просто подбирает похожие слова, но не понимает, о чем говорит. Могли бы мы добиться аналогичного поста от нейросети? Чтобы она передала наши смыслы? Да, конечно, но наш пост мы написали за 25 минут, а сколько времени у нас ушло бы на попытки добиться такого результата от ИИ?

Поэтому, по разным оценкам, до сильного ИИ еще 5-20 лет.

Также, различные исследователи выделяют суперсильный ИИ (ASI). Это ИИ, который может не только решать сложные задачи, но и делать это практически моментально. Если слабых ИИ уже тысячи, под каждую задачу, сильных ИИ будут десятки (скорее всего будет разделение по направлениям), то суперсильный ИИ будет 1 на государство или на всю планету.

Но, если быть честными, то мы с осторожности настроены к вопросу быстрого появления сильного или суперсильного ИИ.

Во-первых, это очень затратная и сложная задача с точки зрения регуляторных ограничений. Эпоха бесконтрольного развития ИИ заканчивается. На него будет накладываться все больше ограничений.

В риск-ориентированном подходе сильный и суперсильный будут на верхнем уровне риска. А значит и ограничения будут заградительные. Уже сейчас разработчики ИИ, в том числе ChatGPT, сталкиваются с судебными исками о нарушении авторских прав. И это до введения жестких правил.

Во-вторых, это сложная задача с технической точки зрения, причем сильный ИИ будет и очень уязвим.

Сейчас, в середине 2020-х, для создания и обучения сильного ИИ нужны гигантские вычислительные мощности и сложные ИИ-модели. Придется экспоненциально увеличивать количество нейронов и выстраивать связи между ними. Если человеческие нейроны могут быть в нескольких состояниях, а активация может происходить «по-разному» (да простят нас биологи за такие упрощения), то машинный ИИ так не может. То есть, условно, машинные 80-100 млрд нейронов не равны 80-100 млрд у человека. Машине потребуется больше нейронов. Тот же GPT4 оценивают в 100 трлн параметров (условно нейронов), и он все равно уступает человеку.

Все это приводит к нескольким факторам.

Первый - рост сложности всегда приводит к проблемам надежности, увеличивается количество точек отказа. Такие модели модели сложно как создавать, так и поддерживать от деградации во времени, в процессе работы. ИИ-модели нужно постоянно «обслуживать». Если этого не делать, то сильный ИИ станет похож на старика с деменцией, а срок «жизни» будет очень низким. А представьте, что может натворить сильный ИИ с его возможностями, но который при этом будет страдать Альцгеймером? Даже для текущих ИИ-решений это актуальная проблема.

Давайте приведем пару простых примеров из жизни. Первый – на основе мышц человека. Когда мы только начинаем заниматься в спортивном зале и увлекаться силовыми занятиями, бодибилдингом, то прогресс идет быстро, но чем дальше, тем ниже КПД и рост результатов. Нужно все больше ресурсов не только для прогресса, но и просто удержания формы. Плюс рост силы идет от толщины сечения мышцы, а вот масса растет от объема. В итоге мышца в определенный момент станет настолько тяжелой, что не сможет сама себя двигать, а может даже и сама себя повредить.

Аналогичный пример можно привести и к инженерной области. Например, гонки Формулы 1. Так, отставание в 1 секунду можно устранить, если вложить 1 млн и 1 год. Но вот чтобы отыграть решающие 0,2 секунды может потребоваться уже 10 млн и 2 года работы. А фундаментальные ограничения конструкции машины могут заставить вообще пересмотреть всю концепцию гоночной машины.

Если посмотреть на обычные машины, то все тоже самое. Современные автомобили дороже и создавать, и содержать, а без специального оборудования невозможно поменять даже лампочку. Если взять современные гиперкары, то после каждого выезда требуются целые команды техников для обслуживания.

Если вернуться к вопросу деградации, то помимо технологий тут будет и влияние людей. Любой ИИ, особенно на раннем этапе, будет обучаться на основе обратной связи от людей (их удовлетворённость, начальные запросы и задачи). Примером тут может служить тот же ChatGPT4. Так, например, ChatGPT использует запросы пользователей для дообучения своей модели. И в конце 2023 года стали появляться статьи, что ИИ-модель стала «более ленивой». Чат-бот либо отказывается отвечать на вопросы, либо прерывает разговор, либо отвечает просто выдержками из поисковиков и других сайтов. Причем к середине 2024 года это уже стало нормой, когда модель просто приводит выдержки из Википедии.

А одна из возможных причин в том, что сами пользователи стали задавать все более простые и примитивные запросы. Ведь LLM (большие языковые модели) не придумывает ничего нового, эти модели пытаются понять, что вы хотите от них услышать и подстраиваются под это. Она ищет максимальную эффективность связки трудозатраты-результат. Это называется максимизацией функции. Просто математика и статистика.

В общем тут можно привести в пример анекдот:

"- Я печатаю со скоростью 300 знаков в минуту!

- Что, правда?

-Ага, только полная фигня получается."

Второй фактор - количество данных. Да, мы можем увеличить текущие модели в ХХХХ раз. Но тому же прототипу ChatGPT5 уже в 2024 году не хватает данных для обучения. Сильному ИИ для первоначального обучения потребуется огромное количество качественных данных.

Третий фактор - ИИ-модель будет привязана к своей «базе». Ей потребуются огромные и сложные дата-центры для работы, с мощными источниками энергии и качественным охлаждением. Так, по некоторым оценкам на 5 - 50 запросов для ChatGPT 4 уходит до 0,5л воды на охлаждение. Для более мощных моделей этот показатель будет также расти, хотя возможно это нивелируется технологическим развитием ИИ-ускорителей.

И какими бы ни были пропускными каналы интернета, все равно «мозг» будет в этих центрах, не будет распределенных сетей обработки данных. Во-первых, распределенные вычисления все равно теряют в производительности и эффективности. Кроме того, распределенная сеть не может гарантировать работу вычислительных мощностей постоянно. Во-вторых, это уязвимость перед атаками на каналы связи и ту же распределенную инфраструктуру. Представьте, что вдруг 10% нейронов вашего мозга просто отключилась (блокировка каналов связи или просто отключились), а остальные тупят и работают вполсилы. В итоге снова имеем риск сильного ИИ, который то забывает кто он, то, где он, то еще что-то.

А уж если все придет к тому, что сильному ИИ потребуется тело для взаимодействия с миром, то реализовать это будет еще сложнее. Тогда ИИ-модель будет ограниченной, иначе как все это обеспечивать энергией и охлаждать? Откуда брать мощности для обработки данных? То есть это будет ограниченная ИИ с постоянным подключением к основному центру по беспроводной связи. А это снова уязвимость. Современные каналы связи дают выше скорость, но это сказывается на снижении дальности действия и проникающей способности. Кроме этого, такие каналы и проще подавить средствами радиоэлектронной борьбы. То есть мы получаем рост нагрузки на инфраструктуру связи и рост рисков.

Тут можно, конечно, возразить. Например тем, что можно взять предобученную модель и сделать ее локальной. Примерно также, как мы предлагаем разворачивать локальные ИИ-модели с «дообучением» в предметную область. Да, в таком виде все это может работать на одном сервере. Но такой ИИ будет очень ограничен, это будет «промежуточный» ИИ, и он будет «тупить» в условиях неопределенности и ему все равно нужна будет энергия. То есть это история не про создание человекоподобных суперсуществ. Это будет большое количество сильных ИИ, но дорогих и с ограниченными возможностями, что не очень интересно рынку.

Все эти факторы приведут к геометрическому росту сложности и затрат на создание, развитие и поддержание сильного ИИ. Затраты на исследования и создания прототипов могут преодолеть 0,5 – 1 трлн долларов США.

При этом, слабые модели с узкой специализацией останутся более «свободными» и простыми для создания.

Все это приводит к вопросам об экономической целесообразности инвестиций в это направление. Тем более с учетом двух ключевых трендов в развитии ИИ:

  • создание дешевых и простых локальных моделей для решения специализированных задач;

  • создание ИИ-оркестраторов, которые будут декомпозировать запрос на несколько локальных задач и затем перераспределять это между разными локальными моделями.

В итоге мы имеем более простое и дешевое решение рабочих задач, нежели создание сильного ИИ.

Конечно, мы выносим за скобки нейроморфные и квантовые системы, но мы эту тему рассмотрели тут. И, естественно, в наших отдельных цифрах и аргументах могут быть ошибки, но в целом мы убеждены, что сильный ИИ не вопрос ближайшего будущего.

В результате, если резюмировать, то у сильного ИИ есть несколько фундаментальных проблем.

1.     Экспоненциальный рост сложности разработки и деградация сложных моделей.

2.     Недостаток данных для обучения.

3.     Стоимость создания и эксплуатации.

4.     Привязанность к ЦОДам и требовательность к вычислительным ресурсам.

5.     Низкая эффективность текущих моделей по сравнению с человеческим мозгом.

Именно преодоление этих проблем определит дальнейший вектор развития всей технологии: либо все же сильный ИИ появится, либо мы уйдем в плоскость развития слабых ИИ и ИИ-оркестраторов, которые будут координировать работу десятков слабых моделей.

Но сейчас сильный ИИ не про ESG, экологию или коммерческий успех. Его создание может быть только в рамках стратегических и национальных проектов, которые будет финансировать государство.

Comments


bottom of page